Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

Самосюк Наталья Львовна

кандидат филологических наук

 

Феномен кино как фактор повышения коммуникативной компетенции в неязыковом вузе

На примере работы с фильмом «Любить человека»(1972) на занятиях по РКИ (В1)

Проблема коммуникативной компетенции в эпоху «четвертой промышленной революции», как определяет наше время Клаус Шваб, является актуальной по ряду причин, одной из которых является преобразования самой коммуникативной ситуации в условиях использования информационных технологий.

По наблюдению того же Клауса Шваба: «Этот мир основан на обмене информацией между пользователями и пользовательском контенте».  Между «адресатом» и «адресантом» в современной коммуникативной ситуации возникает такой подвижный параметр как контент. Само понятие контента определяет не только содержание информационного характера, но и производит преобразование в коммуникативной парадигме «адресант – контент – адресат», где приобретает функцию условия коммуникации. Многообразие этого компонента-условия ставится ему в заслугу как одно из проявлений свободы выбора и удовлетворение любых потребностей пользователя интернета. Это заблуждение само по себе приводит к неправильным выводам относительно возможностей виртуальной реальности в повышении уровня, например, коммуникативной компетенции.

Беседа посредством экрана подразумевает частичную изоляция агентов коммуникации, которая, с одной стороны, упрощает процесс общения, но с другой, требует дополнительных навыков, включая, например, усиленное внимание к визуальному компоненту, или, если речь идет о записанном тексте, то к аудированию. Изображение агента коммуникации на экране чаще всего воспринимается как полноценное общение. Недостатки непосредственное отсутствие человека и замена его визуальным и вербальным присутствием воспринимаются как несущественные, что тоже на наш взгляд, не совсем верно. Поскольку мы все на какой-то определенный момент превращаемся в актеров, исполняющих роль самих себя, подражание экранным образам, на сегодняшний момент входит в набор невербальных языковых средств, которые также надо уметь прочитывать при повышении коммуникативной компетенции.

Клаус Шваб в той же статье «Четвертая промышленная революция» приводит результаты статистики: «Сегодня мы живем в мире «по требованию», где каждый день передается тридцать миллиардов сообщений WhatsApp и где 87 % молодых людей в США утверждают, что никогда не расстаются со своим смартфоном, а 44 % ежедневно используют функцию видеокамеры».

Проблема заключается, на наш взгляд, в том, что образ человека уподобляется человеку, то есть восприятие реальности начинает меняется под воздействием появления – экрана. Очевидна разница «в жизни не как в кино» начинает торятся, и как раз именно работа с фильмом позволяет очертить границы возможностей экранного способа передачи информации.

Интересно, что некомпетентность в использовании полисемиотических высказываний приводит к ошибкам, характер которых необходимо учиться распознавать. Так нередко интернет-ресурсы демонстрируют полисемиотический текст, в котором между вербальным и визуальным компонентом могут быть противоречия, устранить которые опираясь на классические законы логики довольно трудно.

Например: утверждение «По своему назначению компьютер универсальное техническое средство для работы человека с информацией» доказывается посредством уподобления компьютера и человеку. При условии, что это утверждение само по себе (то есть только как вербализация идеи) не содержит противоречий, использование визуального иллюстрирующего материала может дать странное представление высказанной идеи.

При этом анализ визуального компонента данного полисемиотического сообщения позволяет сделать выводы о логической ошибке между визуальной иллюстрацией и общим выводом высказывания. Распознание ошибки возможно только при анализе полисемиотического принципа взаимодействия визуальной и вербальной информации в сообщении. Навыки формирования компетенции в этой области позволяет обрести анализ феномена экранных художественных образов.

Хотим мы того или не хотим, но все эти упомянутые выше аспекты коммуникативной ситуации составляют особенность познавательной деятельности современного человека. 

Американский психолог Ульрик Нейссер (Ulric Gustav Neisser) занимающейся анализом когнитивных процессов характеризовал познавательную активность человека следующим образом: «Когнитивную активность человека более целесообразно рассматривать как совокупность приобретенных навыков, чем как функционирование единого постоянного в отношении своих возможностей механизма». Ульрик Нейссер. Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman (Цитируется по Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981.

Под «совокупностью приобретенных навыков» следует понимать, в том числе и те процессы адаптации к существованию в условиях современной «модифицированной» коммуникативной ситуации обучающихся в вузах, в технических в том числе. И, на наш взгляд, вывод здесь может быть только один: «Чем опытнее воспринимающий, тем больше он может воспринять».

Переходя к вопросу о работе с полисемиотическим высказываниями, к которым безусловно относятся кинофильм, в контексте повышения коммуникативной компетенции у студентов технического вуза, необходимо, на наш взгляд, начать с направления усилий по формированию того самого контента, который бы демонстрировал работу визуального компонента в процессе формирования высказывания, показывал бы его возможности в осуществлении влияние на восприятие.

Объем, сущностная природа гуманитарного знания, которое опирается на субъективность точки зрения автора, источники, в которые время вносит постоянные корректировки и так далее, позволяют людям технических профессий усомниться в целесообразности приобретения каких-либо навыков по освоению этого типа знания.

Более того, можно допустить и совсем крамольную мысль о том, что природа гуманитарного знания с его ориентацией на этические и эстетические формы восприятия реальности оказывается возможной помехой к достижению результата при постановке задач технического характера.  Вопрос о вечно сомневающейся «гнилой» натуре интеллигента – это, на мой взгляд, показатель очень глубокого ментального кризиса на уровне национального характера самовосприятия русского-советского- постсоветского человека.  И тем не менее этические аспекты при том положении, в котором находится коммуникативная ситуация в настоящий момент, влияют на формирование, так называемых soft skills, требуют организующей роли преподавателя-гуманитария, которая проявляется как в выборе материала для изучения, так и способов передачи и контроля усвоенных знаний у студентов. Оставлять выбор общения с контентом на выбор студента чреват непредсказуемыми последствиями. Начинать, на наш взгляд, надо с отбора, с определения некоего информационного пакета, который выступал бы контроверсом к безграничным возможностям интернета с его бесконечными мотивирующими высказываниями, комментариями ник-пользователей и другими признаками, несущими по утверждению пользователей признаки гуманитарного знания, позволяющие якобы развить языковые компетенции.

При наличии альтернативы в выборе контента, а также в ситуации частичной изолированности адресата и адресанта проблема формирования этической и этической нормы требует дополнительных стимулов. Человек, безусловно, имеет право потреблять любой информационный контент, однако гуманитарного (языкового компонента в том числе) в процессе образования в техническом вузе приведет к потере ориентиров в многообразии информационных предложений. Увеличение скорости поглощения информационных ресурсов гуманитарного характера может также привести к снижению критического мышления, что отрицательно повлияет на формирование уже профессиональных навыков из разряда hard skills.

Например: особенностью большей части информационного контента, к которому отправляют обучающего в качестве альтернативы языковым курсам в университете является наличие готовых решений, тотальное засилье которых, уводит далеко в сторону от таких востребованных социальным заказом качеств современной личности как наличие критического и креативного мышления. В формировании этих качеств при условии многообразия информационных ресурсов роль преподавателя должна быть, на наш взгляд, направляющей.

Подводя итог теоретической части доклада следует сказать, что работа с полисемиотическим феноменом, который представляет собой художественный фильм, может многое прояснить, а главное организовать коммуникативную деятельность обучающихся в вузе, как тех, кто изучает русский язык как иностранный, так и тех, кто изучает иностранный язык.

Кино как феномен искусства, его доступность, технические возможности демонстрации, ограниченность во времени и определённая замкнутость кинонарратива позволяют решить многие проблемы в освоении языкового материала. Организация дискуссии, учет особенностей полисемиотического высказывания позволяет создать условия для повышения коммуникативной компетенции.

Среди важнейших характеристик фильма как фактора повышения коммуникативной компетенции можно назвать следующие особенности:

  • Фильм обладает полисемиотическим характером высказывания, то есть отражает современное состояние информационного контента
  • Фильм воздействует на интеллектуальное и эмоциональное восприятие, то есть создает условие для реализации креативного и критического мышления в процессе просмотра и в процессе обсуждения увиденного.
  • Художественная природа фильма ориентирована на эмпатию, то есть формирует проблемы этического характера и ставит зрителя перед необходимостью выработки определенной позиции.
  • Художественные средства создания образов в фильме предлагают комплекс проблем, разрешение которых требует коммуникации, то есть ситуации спора, дискуссии, поиска альтернативных решений, проверки выводов системой доказательств, столкновением с мнением другого и т.д. Другими словами, помимо повышения языковой компетенции во врем просмотра фильма, спонтанная вербальная реакция во время совместного просмотра или организованная дискуссия позволяет улучшить коммуникативные компетенции обучающегося.

Это, пожалуй, один из немногих моментов, когда условия частичной изоляции можно не принимать во внимание. Благодаря ситуации одновременности просмотра фильма, у всех участников дискуссии свежесть впечатлений будет дополнительным стимулом к участию в коммуникации. Изображение собеседников демонстрирует условность ситуации и позволяет сосредоточится на высказывании.

  • Собственно художественные особенности фильма отражают дискурс своего времени и, соответственно, при сопоставлении позволяет определить современные тенденции мировоззренческого характера. Появление на экране атрибутов эпохи, типичных ситуаций, а также построение сюжетных коллизий и проблематика эпизодов дают прекрасный материал к сопоставлению этики вербального и невербального поведения в соответствии с контекстом эпохи, в которую фильм был создан.
  • Фильм формирует контекстуальное восприятие профессиональной проблемы, то есть наглядно показывает какие личностные характеристики могут быть полезны при принятии ответственных решений в профессиональной сфере.

Обращение к фильму «Любить человека» (реж. С. Герасимов, 1972) позволяет проиллюстрировать сделанные ранее выводы и наглядным примером показать потенциальные возможности работы с этим типом полисемиотического высказывания.

Повышение языковой компетентности отрабатывается на аудировании речи персонажей фильма. Речевая характеристика героев фильма соответствует представлениям о советской технической элите, ее положении в социальной иерархии. Особенности синтаксиса, выбор лексических средств свидетельствуют о том, что перед нами живые характеры своей эпохи, работники интеллектуального труда. Стилистика минимализма в организации высказывания отличает реплики Калмыкова, Маши, Тани Павловой, Струмилина, Александры Васильевны Коли и многих других. Речь персонажей характеризуется лаконичностью, максимально точным выражением мысли, а также афористичностью, перемежается сленговыми выражениями и штампами социалистического газетного дискурса.

Ироничный диалог между архитектором Струмилиным и председателем исполкома Богачевым – яркий тому пример.

Струмилин: Какова Маша. Смеется. Как ты думаешь, чего она смеется?

Богачев: Действует по известному принципу: положение пиковое – надо быть веселее». «Любить человека» (1972) Ч.2 мин 51.

Предметом разговора в фильме чаще всего являются производственные проблемы, вопросы, касающиеся достижений в мировом монументальном искусстве середины XX века. После симпозиума в домашнем кинозале коллеги просматривают документальный фильм о работах мексиканского художника и графика Альфонсо Сикейроса. Александра Васильевна Петрушкова показывает Калмыкову знаменитый экспериментальный Дом нового быта, при этом обсуждаются проблемы мировоззренческого характера.

Яркой особенностью фильма является наличие диалогов, обладающих мощным драматическим эффектом. Конфликты любого характера от производственных до личных вербализируются, составляют основу драматического напряжения и развивают сюжет. Это качество поэтики фильма позволяет использовать каждый эпизод в качестве наглядного средства как для постановки проблем, так и для выстраивания системы аргументации.

Фильм «прочитывается» и при анализе визуальной формы дискурса. Визуальный ряд поддерживает основные идей режиссера, не высказанные вербально, но создающие определенный перцептивный образ комплексного характера.

Например, для того чтобы обозначить наличие единого интеллектуального пространства, нивелирующего различие центра и периферии в СССР, автор использует художественные средства изобразительного типа. Например, люди в Москве и Норильске разговаривают, выглядят одинаково, имеют схожие бытовые условия.

Профессиональная проблема связывается с мировоззренческой при решении личностных конфликтов, кроме того, в фильме возникает социально-философский подтекст, за которым явно просматривается характерные особенности социалистического дискурса. Единство эстетический и этических устремлений героев к созиданию вписывается в контексте борьбы за свободу людей в мире в целом. В искусстве выделяется функция воздействия, что передается как визуально – демонстрируются работы Сикейроса и Риверы, - и вербально, посредством комментариев кадров видеохроники.

Все это представляет собой богатый материал для организации дискуссии и повышения как языковой, так и коммуникативной компетенции при работе со студентами в вузе неязыкового профиля.