Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

СНЯТИЕ СТРЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Автор д.п.н., профессор Е.И. Чиркова

 

Обучение в вузе – это не только возможность получить образование, но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска. Обучение вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов.

Чаще всего, стресс во время занятий возникает из-за высоких интеллектуальных нагрузок, и чтобы с ним справиться нужно понять, по каким причинам в процессе учебы появляется стресс и как его преодолеть, т.к. именно стресс не позволяет студенту воспринимать и запоминать информацию, которую необходимо использовать во время занятий. Именно поэтому студент начинает пропускать лекции, неэффективно готовиться к экзаменам, результат ‒ снижение общей успеваемости.

Но, пожалуй, нужно начать с мотивации. Довольно часто можно услышать заявления обучающихся о том, что иностранный язык им не нужен, т.к. они не видят возможности его дальнейшего использования в профессиональной жизни. Пусть так … Хотя вряд ли кто-то наверняка знает, как может сложиться жизнь каждого человека, в частности потому, что могут поменяться жизненные приоритеты.

Кроме того, изучение иной системы символов, ее понимание и использование дает возможность развивать мозговую деятельность. К сожалению, такие заявления понятны, в основном, преподавателям, но не заставляют студентов задуматься над этим.

Недавно я предложила студентам придумать себе мотивацию, которая сделала бы изучение языка интересным и увлекательным. В качестве примера я рассказала им свою историю изучения английского. Так случилось, что все мои родственники владели и владеют иностранными языками. Им очень хотелось, чтобы я тоже осилила это дело. Я, как водится в нежном возрасте, отвергала все попытки усвоить языковой материал. Но вдруг однажды, когда кто-то из учителей рассказал мне об этимологии одного из английских слов, я заинтересовалась такого рода исследованием. А точнее расследованием, потому что такая работа напомнила мне детективное расследование (а детективы, к слову сказать, я очень любила, впрочем, и сейчас люблю). Появилось желание понять, почему целый народ говорит так, а не иначе, почему данное языковое явление появилось в английском, но его нет в русском языке и т.д. и т.п.).

Студентам понравилась идея о поисках мотивации, которая могла бы лечь в основу их дальнейшего обучения, что в результате привело бы к  модификации поведения, т.е. пересмотру и изменению своего отношения к предмету, в свою очередь это бы избавило от чрезмерных волнений по поводу того, что на желание изучать иностранный язык невозможно повлиять.

Мотивация, которую каждый студент придумал для себя сам, привела к тому, что большая часть обучающихся (для поддержания уровня знаний), стали регулярно ходить на лекции, читать дополнительную литературу, «рыться в словарях», выискивать информацию об этимологии слов и выражений, создавая комфортные условия для изучения дисциплины. Дополнительные знания помогли избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.

Следует упомянуть еще один важный фактор, который мог бы снять стресс, — это тренировка памяти. Чем лучше будет память, тем быстрее и проще получится запоминать информацию, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.

Кстати, в этой части советов по снятию стресса можно было бы рекомендовать различные соревнования, не ограничивая выполнения этих заданий по времени. Они могут быть несерьезными, веселыми, шуточными, пусть на занятии будет больше смеха, который не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, способствуя выработке антистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.

Идея составления заданий, соревнований, поиска мотивации (лучше, если бы все эти элементы были нестандартными и удивляли обучающихся ‒ помните педагогику удивления П.А. Степичева?). Это идея могла бы стать основой статьи или даже диссертационного исследования.

 

Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Чиркова