Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

 

Математические формулы английского языка

«Как выучить иностранный язык?» Этим вопросом задаются все начинающие изучать иностранный язык и уже его изучающие. Методика его изучения зародилась довольно давно и имеет в своем арсенале множество методов, которые, несомненно, постоянно критикуются. Одним из таких методов, как нам кажется, прочно установившемся в системе российского образования, является грамматико-переводный метод. Кто-то считает, что данный метод давно изжил себя и не приводит к значимым результатам. Но так ли это?

Пристальное внимание к грамматике выделяет данный метод среди остальных. Как говаривал Щерба Л.В.: «Лексика – дура, грамматика – молодец». Изучение исключительно лексики без особого внимания на грамматику не приводит к желаемые результатам. Все потому, что грамматика формирует строй языка, его логику. Поскольку необходимость изучения грамматики невозможно победить, следовательно, надо это дело возглавить.

Думаю, многие преподаватели согласятся с тем, что объяснение грамматики – та еще задача. И каждый из нас (преподавателей) старается найти какие-то маркеры, за что-то зацепиться, чтобы то или иное правило не прошло мимо ушей, а прочно основалось в головах обучающихся. Как нам кажется, запомнить правило легче, если можно вывести определенную логику, иначе это превращается в заучивание каких-то конструкций, которые никогда и не вспомнятся. Логику? Да, именно логику. Хотя мы прекрасно понимаем, что все, что касается языка, «так исторически сложилось…»

Изучая пассивный залог, нам в голову пришла мысль о схожести грамматики с математическими формулами. А что? И английский, и математика являются языками, которые понимаются по всему миру. И там, и там мы говорим о формулах. Зная формулу, мы имеем ключ к разгадке, остается только подставлять необходимы данные. Например, в формуле пассива (to be + V3) изменяется по временам только глагол to be, зная необходимые формы, мы с легкостью образуем пассивный залог. Это своего рода конструктор: мы имеем основу (формулу) и крепим к ней необходимые элементы.

Мы традиционно делим всех обучающихся на гуманитариев и технарей, говоря о том, что у гуманитариев потенциально бОльшая предрасположенность к изучению языков. Однако, как видно, и для технарей изучение языка, по крайне мере, английского – не приговор. Раскладывая язык на детали, он может стать совершенно простым и прозрачным для понимания, поскольку все-таки подчиняется определенным правилам, несмотря на массу исключений.

Конечно, не все так просто и однозначно, но, стоит только сделать первый шаг и попробовать соединить формулу и языковое явление. А еще можно прочитать статью «Что общего у английского и математики? 6 неожиданных сходств» Источник - Школа английского языка Skyeng: https://skyeng.ru/magazine/chto-obshego-u-anglijskogo-i-matematiki-6-neozhidannyh-shodstv/.

Рябкова Валерия Валерьевна

канд. пед. наук, старший преподаватель

кафедры межкультурной коммуникации СПбГАСУ