Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

Этот эксперимент заключался в моем участии в дистанционном заседании Учёного совета Научной школы А.В. Хуторского по теме «Обработка и представление результатов педагогического эксперимента» (https://eidos-institute.ru/event/uchyonye-sovety/catalog/877551/?fbclid=IwAR24RmaFIbZd1c31AON-euqHjBEY6LYpVP_gvBO91wY6SrN33ma8YBOSXJo).

Заседания проходило в необычном формате асинхрона, то есть с 14 по 20 мая 2019 любой, записавшийся на это мероприятие, мог зайти, почитать и оставить свои комментарии на закрытом форуме. Это позволило поучаствовать всем желающим, независимо от места их проживания и загруженности на работе.

На форуме было три основных «ветки» обсуждения – двух соискателей и основной доклад с множеством открытых для обсуждения вопросов от  Андрея Викторовича Хуторского.  Соискателям (одной из которых была я) предложили прислать материалы экспериментального исследования, которые потом разместили на форуме.  Несмотря на то, что по техническим причинам не все мои таблицы и диаграммы отобразились на форуме, сам эксперимент вызвал живой интерес у участников заседания.

Самым полезным на этом мероприятии оказалось то, что вопросы и комментарии задавали как обычные учителя – участники заседания, так и доктора и кандидаты педагогических наук из разных городов и стран:

  • Хуторской Андрей Викторович, руководитель Научной школы, Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член «Международной педагогической академии», член «Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского», директор «Института образования человека», директор Центра дистанционного образования «Эйдос»;
  • Воровщиков Сергей Георгиевич, проф., д.п.н., зам. Председателя Ученого совета Института образования человека;
  • Король Андрей Дмитриевич, доктор пед. наук, профессор, ректор Белорусского государственно университета;
  • Андрианова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, учёный секретарь Учёного совета Института образования человека, г. Москва;
  • Скрипкина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, декан ФПК Института образования человека;
  • Казданян Сусанна Шалвовна, к. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЭЮУ им. А.Мкртчяна, Ереван, Армения;
  • Кондрашов Сергей Владимирович, учитель информатики, ГБОУ школа №2127.

Мне задавали разнообразные вопросы как по самому эксперименту, так и по диссертации (объекту, предмету, гипотезе, названию).  Царила очень вежливая и дружелюбная атмосфера. Единственное требование – ответ на вопрос должен быть развернутым и аргументированным, при этом совершенно не обязательно соглашаться  с позицией оппонента.  Вся работа Научной школы А.В. Хуторского связана с педагогической эвристикой и человекосообразным обучением, и поэтому эксперимент обсуждался именно с таким уклоном. Мой вопрос А.Д. Королю по поводу  возможной эвристизации вуза вызвал  отклик и у Андрея Викторовича Хуторского (https://www.facebook.com/groups/eidos.dissertation/). Возможно, мнения на этот счет есть и у других преподавателей.

На мой взгляд, такое дистанционное общение  может оказать плодотворное влияние на любую исследовательскую работу, потому что соискатель сможет исправить  свой эксперимент в соответствии с теми вопросами,  которые были затронуты. Очень приятными были и  положительные отзывы участников заседания, хотя я была готова к любым высказываниям.

Несомненно, педагогический эксперимент, который требуется в  каждой педагогической работе,  сложнее, чем естественно-научный,  а литературы о нем очень мало. Большинство книг, в которых описывается такой эксперимент, датируется концом 20 века.

Даже А.В. Хуторской в обоих своих учебниках (Педагогика и Дидактика) не описывает теорию и практику педагогического эксперимента, потому что он считает, что «педэксперимент относится традиционно  не к педагогике или дидактике, а к методологии педагогики. В дидактике есть формы и методы экспериментального типа, когда учитель исследует, преобразует обучение. Об этом в моей Педагогике есть материал, например, я изобрёл "происходящий метод обучения" (Педагогика, 2019, с. 215-218). https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/».

Индекс удовольствия от такого научного общения у меня был очень высоким!

Зорина Елена Михайловна