Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

Докторская пятиминутка 

Август 2020 - "О дистанте"

        

     

Мы очень часто и много обсуждаем все позитивные и негативные стороны дистанционного обучения. Прийти к однозначному выводу очень сложно. Истина, как всегда, где-то посередине. Этот учебный год ярко продемонстрировал то, о чем мы поговаривали раньше, но не имели времени тщательно исследовать и проанализировать.

Перед вами подборка интересных статей по дистанционному обучению. Они все разные и требуют изучения. Кроме того, у каждого преподавателя найдётся много идей относительно данного вопроса, поскольку нам всем пришлось столкнуться с проблемами дистанционного обучения в вузах.

 

Исследование: школьники получают меньше знаний, когда учатся дистанционно. Это вызов для EdTech компаний - Inc. Russia

https://incrussia.ru/news/poluchat-menshe-znanij/

 

Астрофизик обвинил смартфоны в отсутствии интереса к науке у детей - Газета.Ru

https://m.gazeta.ru/tech/2020/06/08/13111375/no_experiment.shtml

 

Дистанционное образование не работает. Проверено на 5 миллионах школьников

https://m.hightech.plus/2020/06/10/distancionnoe-obrazovanie-ne-rabotaet-provereno-na-5-millionah-shkolnikov

 

Оценено влияние дистанционного обучения на российских студентов: Общество: Россия:

https://m.lenta.ru/news/2020/06/11/distancionka/

 

Трудности цифровизации: коллективное письмо студентов НИУ .

https://regnum.ru/news/2984867.html

 

Математик рассказал, ведет ли дистанционное обучение к деградации

https://mixnews.lv/exclusive/2020/06/20/matematik-rasskazal-vedet-li-distanczionnoe-obuchenie-k-degradaczii/

 

Как развивать онлайн-образование - мнение экспертов

https://m.az.sputniknews.ru/science/20200623/424259692/distancionnoe-obuchenie-problemy.html?mobile_return=no

 

Что я думаю о результатах и перспективах дистанционного .

https://mama-gremlina.livejournal.com/392295.html

Эксперты: «Онлайн-обучение не заменит общение учителя и ученика»

https://www.ridus.ru/news/331322

 

Плюсы и минусы дистанционного обучения обсудили в Общественной палате РФ

https://stavropolye.tv/news/136534

 

«Дистанционное обучение — это технология, а не форма»

https://stolica-s.su/archives/268789

 

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36339410

 

Образование 2020–2030: будущее наступило вчера

https://m.habr.com/ru/company/uchi_ru/blog/512690/

 

Вы также можете ознакомиться с анализом работы, проведенном на кафедре иностранных языков СПбГАСУ. Возможно, у вас возникли те же проблемы, может быть, вы столкнулись с чем-то еще. На наш взгляд, подробный анализ работы позволит в дальнейшем избежать ошибок и найти новые методы обучения.

Уважаемые коллеги!

Заканчивается очень сложный для нас семестр, когда мы впервые попробовали работать полностью дистанционно. Внезапное погружение в «дистант» выявило плюсы и минусы этой системы. Пора подвести итоги.

Хотелось бы отметить самое главное: поскольку такой вид учебной работы возник неожиданно и практически застал нас врасплох, недостаточный опыт дистанционного обучения заставил тратить много времени на техническую организацию занятия. Объём учебного материала стал меньше, а качество онлайн-урока ниже, чем обычного занятия, проведённого в аудитории.

При дистанционном обучении личный контакт обучающихся друг с другом и с преподавателями стал минимальным, что не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. Хотя навык работы в команде можно все-таки определить как «способность очень быстро передать членам группы правильные результаты тестовых заданий». Это, конечно, шутка, но, к сожалению, передача членам команды правильных ответов – проблема дистанционного обучения.

Можно много говорить о плюсах и минусах такого обучения, но для нас важно оценить результаты нашей работы, останавливаясь на деталях, которые могли бы сделать дальнейшую работу более плодотворной независимо от того, будет ли дистанционное обучение заменять очное или станет частью образовательного процесса.

Понятно, что быстрота перехода на «дистант» не позволила тщательно подобрать материалы для Moodle или MS Teams. Самый серьезный удар приняли на себя разработчики различных курсов и тестов по специальностям, которые нужно было не только подготовить, но и правильно обработать в Moodle. Поскольку этой системой управления обучением (виртуальная обучающая среда) пользовались все преподаватели кафедры, начнем с нее.

  1. Работа в Moodle (точка зрения пользователей и разработчиков).
  • Очень сложно ориентироваться в названии курсов по иностранному языку. Не все имеют прозрачные названия, которые легко обнаружить в списке. Видимо, нужен какой-то инвариант, указывающий на специальность и уровень (курс) обучения.
  • Многие студенты обращаются за кодовым словом к преподавателям, так как сразу не всегда могут найти его для записи на курс, было бы целесообразно указывать данное слово в скобках непосредственно с названием курса.
  • Ограничение тестов одной попыткой для выполнения иногда тоже вызывает затруднения, так как в вечернее время доступ к контенту теста может быть затруднен из-за перегрузки платформы обучаемыми. В этом случае студент снова вынужден обращаться к разработчику курса и ждать вторую попытку. С другой стороны, наличие двух попыток дает студентам возможность просмотреть содержание теста и обсудить выполнение заданий со студентами с более высоким уровнем подготовки перед второй попыткой.
  • Необходимо выделить программу для переводчиков (практическую часть). Название должно быть понятно преподавателю, но, в первую очередь, студенту.
  • Целесообразно иметь курс для каждой дисциплины в программе подготовки переводчиков, так как объединение двух дисциплин в одном курсе вызывало у них вопросы, так как в поиске курса перед ними указаны различные папки с темами. Наличие большого количества папок затрудняет поиск необходимой темы и отнимает лишнее время.
  • Необходимо равномерно распределить работу по специальностям в Moodle среди членов кафедры. Наличие большого количества курсов у одного преподавателя приводит к увеличению числа опечаток в заданиях. Необходимо использовать возможность обращаться к студентам и коллегам, которые прошли тест и выявили неправильно заложенные ответы и исправлять их по ходу работы, относясь к их замечаниям с большим уважением.
  • Программа позволяет оценить работу большого количества студентов. Однако трудно сказать, выполнены ли различного рода тесты самостоятельно. Легко сделать скриншоты правильных решений и передать последующим группам. Видимо, нельзя после теста давать правильный ответ. Если есть ошибка, то обсуждать ее лучше с преподавателем, который может дать дополнительное задание на конкретный лексический или грамматический материал. Или же вводить в отзыв к ответам ссылки на необходимый контент, чтобы при неправильном решении теста именно это видел студент, а не готовое решение.
  • Желательно перед выполнением любого теста дать возможность студенту изучить лексико-грамматический материал данной темы, указав учебник и страницы, где можно найти соответствующую информацию, или прикрепить его в виде элемента курса.
  • Инструкции, условия, сроки и требования по выполнению заданий, предлагаемые дистанционно, должны быть изложены детальнее, подробнее, для четкого понимания студентом задачи, поставленной перед ним. Возможно, инструкцию нужно выделять другим цветом и писать на языке, понятном обучающемуся.
  • В курсе необходимо давать четкие указания последовательности выполнения тестов (может быть, с указанием дат, преподавателей, уровней обучения и групп).
  • При работе с «обзором оценок» оказалось сложным найти баллы по некоторым разделам. Видимо, это связано с тем, что изучаемые темы даны не по порядку, встречаются повторяющиеся названия (напр., тест 1, тест 2, затем опять тест 1, тест 2 и др.). Не везде выделены тренировочные тесты перед экзаменом (они все заложены в программу, но называются по-разному: «консультация», final test и др.). Это можно исправить, если именовать тесты в соответствии с темой проверяемого материала. Так как Moodle не отслеживает дублирующие названия, то преподавателю необходимо самому стараться не давать в своем тесте элементам одинаковые имена.
  • Иногда не совпадают баллы, полученные студентом за выполнение теста на его странице и в обзоре оценок.
  • На очных занятиях следует давать те упражнения, которые есть в тестах, то есть использовать среду для смешанного обучения.
  • Стоит избегать задания типа тех, где нужно дать определение термина. Такие упражнения хороши на очных занятиях. Так как у нас нет единой для кафедры системы обучения по конкретным учебникам, лучше давать варианты заданий, разработанные для ЕГЭ, FCE и др. Их целесообразность не вызывает сомнения, т.к. они были разработаны лучшими английскими и российскими специалистами.
  • В вопросах на «Множественный выбор» не должно быть менее 3 дистриктов (то есть 3 неправильных ответа и 1 правильный). А если нужно выбрать несколько верных ответов, то необходимо за неверные назначать штраф, иначе возможно получение высшего балла за неправильный ответ. «Короткие ответы» не должны быть длинными; заменять знаки препинания нужно * (звездочкой), чтобы избежать глупых ошибок и низких баллов у студентов из-за лишнего пробела или не поставленной точки.
  • Нецелесообразно закрывать тест по истечении срока, т.к. всегда находятся студенты, пропускающие необходимые даты (по объективным причинам). Впоследствии, когда они могут выполнить пропущенные тесты, у них уже нет такой возможности.
  • Очень хорошо, что в Moodle можно записать устный ответ. Такой возможностью можно воспользоваться во время зачета или экзамена. Это можно сделать через запись ВКонтакте или с помощью элемента «Интерактивный компонент».
  • Вообще, у Moodle очень много возможностей, на изучение которых просто не было времени. Но на сайте можно найти подробный материал, подготовленный Е.М. Зориной в курсе «Некоторые полезные приемы работы в Moodle» - https://moodle.spbgasu.ru/course/view.php?id=3008
  • Необходимо структурировать курсы так, чтобы они были наполнены как теоретическим, так и практическим материалом, а не только тестами. В одной теме не должно быть менее 4 элементов. В идеале темы должны совпадать и находиться в том порядке, в каком их изучают на профессиональной кафедре. 
  • Не должно быть в курсе заданий, которые нужно выполнить в тетради, так как это потом сложно проверить. Такой способ контроля подходит для очной формы обучения.
  • Теоретический материал необходимо размещать либо в специальных элементах Moodle (лекция, страница, книга и т.п.), либо отдельным файлом в виде PDF, но не Word, так как такой формат удобнее для чтения студентами на любом устройстве в любой системе.
  • В каждом курсе должен быть хотя бы один Глоссарий, который содержит все слова из учебных пособий для этого курса. В Глоссарий можно вставлять видео и картинки, что очень удобно даже при очном обучении. Глоссарий можно дополнять по мере необходимости даже студентами.
  • В элементах курса нецелесообразно оставлять студентам возможность самим указывать элемент как выполненный, потому что они это забывают сделать, а потом не могут найти то, что они не сделали. Все не тестовые элементы необходимо просмотреть, а за тестовые получить оценку, чтобы элемент считался выполненным.
  • Наличие единого перечня грамматических тем и лексического минимума необходимого изучить по уровням А, В, С и специальностям на кафедре, что позволит нам систематизировать нашу работу: 1) унифицировать количество и сроки выполнения контрольных (тестовых) работ (возможно и для выполнения на аудиторных занятиях); это будет способствовать преемственности и облегчит замену преподавателей при необходимости; 2) откорректировать тесты в Moodle с учетом минимума по грамматике и лексике, и привести в соответствие с программами, что даст возможность в самих курсах Moodle изложить требования по их выполнению.
  • Определение объёма работ в курсах Moodle при смешанном обучении и полностью дистанционном, в случае необходимости, даст возможность выдвигать единые требования по их выполнению. Объём работ необходимо утвердить в программах по дисциплине.
  • Тесты в Moodle требуют анализа, корректировки с точки зрения допущенных опечаток, корректности поставленных вопросов, а также обновления в виду их выполнения большим числом студентов.
  • Для того, чтобы определить какие пробелы в грамматике языка имеет каждый студент и вся группа в целом, можно было бы ввести в систему специальный тест, который позволяет выдать список проблем, что полезно и студентам, и преподавателям.

2. С точки зрения составителя разделов курсов есть следующие пожелания:

  • Разработать актуальные рабочие программы по всем дисциплинам с четким учебным планом.
  • Определить роль Moodle в системе дистанционного образования и в системе очного образования (приказом кафедры или дополнением к рабочим программам: как влияет прохождение тестов на получение зачетов, выставление итоговой оценки, сдачу «ликвидов»).
  • При дистанционном обучении необходимо установить общие требования к работе студента в Moodle (сроки выполнения тестов, текущие оценки, итоговая оценка – единые критерии для всей кафедры иностранного языка).
  • Технически ставить ограничение для студентов в Moodle, а именно - без выполнения ряда текущих тестов автоматически нет возможности пройти итоговый тест. Объявить об этом студентам заранее.
  1. Работа на платформе MS Teams.

- Удобная платформа для взаимодействия со студентами, создание классов позволяет вести работу со всей группой.

- Сам по себе опыт работы оказался интересным и полезным. Конечно, это неплохая замена очному занятию, когда, по крайней мере, ты можешь видеть тех, с кем говоришь. Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент отвечает, например, устную часть — это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Это может обеспечить только прокторинг, которого в вузе нет.

- Наши IT-разработчики обещали доделать систему видеоконференции на 9 человек. Пока, к сожалению, этого также нет. Не каждый PC или laptop может видеть одновременно даже 4 человек. Когда большая лекция и много присоединившихся, включенные микрофоны могут создавать ненужный шум.

- Пока качество изображения оставляет желать лучшего (причины понятны).

4. Работа с электронными ведомостями.

- Сама система не очень сложная, но она также требует навыка работы. ‒ к любой системе нужно привыкнуть. Хотелось бы получить ответ на вопросы: для чего нужны электронные ведомости? Зачем позже нужно приходить и ставить свои подписи?

- Вызывает неудобство наличие двух кнопок: синей (сохранить) и красной (подтвердить и выйти). При работе с ведомостями можно не нажать кнопку сохранить по невнимательности, в этом случае результат не сохраняется, а доступ к ведомости закрыт уже нажатой красной кнопкой.

- Также при ошибочном выставлении оценок или пропуске фамилии студента, обычный преподаватель уже не имеет права изменить данные ведомости, возникает необходимость искать коллег, которые вероятно еще не закрыли данную ведомость, либо обращаться к заведующему кафедрой, что отрывает его или ее от более важной работы.

- Очень неудобно, когда ведомости заполняются большим количеством преподавателей, что зачастую приводит к ошибкам.

5. Дальнейшее использование дистанционного обучения.

- Обе системы можно использовать и в дальнейшем, даже при очном обучении. Но использоваться они могут только как вспомогательный ресурс. Индивидуально подходить к каждому студенту с учетом успеваемости и технических возможностей можно только при проведении аудиторных занятий, т.к. существует больше инструментов для более доступного объяснения материала и наглядной обратной связи.

Ресурсы, однако, обладают возможностью принимать долги, освобождая время преподавателей, работать с внеаудиторным чтением, давать дополнительные задания, восстанавливать учебный материал, когда занятия пропущены.

Кстати, использование MSTeams может быть оправдано тогда, когда нужно срочно провести заседание кафедры для обсуждения сложных, проблемных, серьезных вопросов.

6. Дополнительно.

•        Хорошо бы провести опрос студентов, что им показалось сложным и что, наоборот, удобным. Особенно это касается заочников, которым, возможно, придется столкнуться с системой больше, чем другим.

•        Необходимо также отрегулировать вопрос о дате сдачи экзаменов. Студенты должны узнавать об этом в деканате, учебной части, факультете или на сайте СПбГАСУ, а не звонить или писать преподавателю. Уведомление о контрольных сроках должно происходить централизованно.

•        То же самое можно сказать и об оценках, полученных на экзамене. По правилам их можно найти в личном кабинете студента, но эти оценки не всегда размещаются своевременно.

•        Необходимо подготовить памятку для студентов - первокурсников отдельно по каждому курсу в Moodle, в которой отразить: 1) название, 2) кодовое слово, 3) требования (является ли выполнение работ в курсе неотъемлемой частью при освоении дисциплины?), 4) объём, 5) сроки, 6) условия (аудиторное выполнение либо дистанционное).