Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

Докторская пятиминутка ноябрь 2020

        

Работая в вузе, преподаватель сталкивается с вопросами духовно-нравственных идеалов и ценностей современной молодежи, формирования индивидуальности и личности человека, образовательной деятельности и ее интеллектуальных продуктов, гуманитарного измерения информационного пространства, межкультурной коммуникации, экономических, политических, правовых, экологических трансформаций, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Недавний разговор с доктором философских наук профессором кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи Сметанкиной Людмилой Васильевной напомнил о расхожей мысли: каждое время формирует собственное представление о прекрасном и непостижимом, особенно сейчас, когда мир меняется. Вот что сказала Людмила Васильевна:

 

Современное общество переживает всесторонние изменения, что непосредственно отражается на восприятии человеком ценностей, указывающих на личностную и социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Переоценка, новое полагание базовых ценностей и жизненных смыслов – норма, свидетельствующая о качественном изменении общества. Однако сегодня сомнению подвергаются вневременные, непререкаемые, фундаментальные духовные ценности – лучшие выразители общечеловеческого, такие как идеалы, идеи, призванные вызывать у человека высокие чувства, воздействующие своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом. Они претерпевают искажение и изменение в сознании людей.

Для того, чтобы разобраться в ситуации, происходящей в меняющемся обществе, современному человеку необходимо найти опору, поверить во что-то незыблемое. Сегодня он стоит перед выбором: стандартизированные, но выгодные и существенно облегчающие жизнь блага цивилизации или подлинные ценности культуры, рассчитанные на сугубо личное восприятие.

Кризис духовно-культурной идентичности в российском обществе, проявляющийся в снижении потенциала культурных ценностей, ценности личностного роста, дифференциации культуры и антикультуры является следствием предшествующих эпох («оттепель», «застой», «перестройка», «постсоветский период» 90-х гг. ХХ в., период застоя начала-середины 2000-х гг.), транслировавших и проецировавших тенденциозные и деструктивные мифы. Например, способ покорения общества в эпоху 1990 –х гг. – распад и ино-бытие, расчленение территориальное (развал СССР), экономическое (приватизация) и идеологическое (противостояние разных социальных групп), иначе – подавление жизненности окружающих объектов, укоренившее ощущение своего господства, привел к культу денег в 2000-е гг. Они обрели особую значимость в социальной жизни как средство организации коммуникаций.

В обществе потребления, в котором мы живем, одной только веры в самообновление социальных идеалов недостаточно. Необходимы изменения в принципах отношений, прежде всего, между людьми, в качестве мышления творческой элиты, т.к. дальнейшее устойчивое развитие нашего государства вне рамок «общества знаний» невозможно.

Общество, совершающее значимые успехи в сфере высоких технологий должно выработать новую нравственную идеологию современной инноватики. Сегодняшняя цивилизация развивается в контексте сдвига координат реального мира. Многие философы говорят об утрате смысла в термине «индивид», новый человек – «дивид». Конфликт идеалов, проблема коллапса «мировоззренческих универсалий» культуры соразмерна заботам о возможности осознанного бытия человека и определения перспективы содержания его существования. При ослаблении смысла будущего энергия всех социальных сил подвластна принципам смысла настоящего, необремененного заботами о прошлом.  

Очевидно, что культурный и политический авангард человечества теряет перспективу и глубину видения процессов, которые происходят – наращивая свою социальность, общество лишает человека индивидуальности, связующей нити традиций и культуры, системообразующих ценностей личности, отражающихся в восприятии, коммуникации и поведении. В этом проблема изменений, переживаемых нашим обществом и человеком.