Нажимая кнопку отправить, Вы соглашаетесь с нашими правилами

Уважаемые коллеги! Коллективная монография (выходит 4 раза в год) принимает научные материалы для публикации. После редакторской проверки они размещаются в очередном выпуске.
Научная школа "ЧИР-среда"

 

 

Серкова Вера Анатольевна,

доктор философских наук, профессор

(Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)

 

«Неизбежная двусмысленность речи» в лингвистическом и философском контексте

В моем докладе на примере описания исторического события анализируются исследовательские стратегии феноменологической и аналитической философии. Аналитическая философия ориентирована на анализ языка как структуры сознания, внутри этой англоязычной традиции сформировались два противоположных блока, реализма и антиреализма, которые выходят на уровень онтологической проблематики и анализа возможности объективного описания реальности. В выступлении и презентации показано, почему антиреализм оказывается более последовательным, и какие «трудные проблемы сознания» оказываются в аналитической философии нерешенными. В феноменологической философии исключен принцип отражения или копирования реальности в сознании, но сохраняется объективистская проблематика как определенный смысловой контекст исследования.

Мой доклад посвящен двум предметам моих научных интересов: русской литературе пушкинского времени, т.е. «золотому веку» русской культуры и современным философским программам, во многом соперничающим между собой, - феноменологии и аналитической философии, точнее тому направлению последней, которое принято относить к антиреалистическим течениям. Феноменология по своим основным исследовательским и методологическим принципам также может быть отнесена к антиреализму. Нам привычно полагать, что реализма более естественным образом выражает отношение человека к окружающему его миру. Мир реален, и наше понимание его и познание должны отражать «внешний» существующий помимо сознания, «потусторонний сознанию мир». Однако, эта «внешняя» реальность не доступна для своего выражения кроме как в формах сознания. А для сравнения «мира» и «образа» этого мира, нам нужно иметь их в качестве предметов в «чистом» виде. Для того, чтобы показать, насколько сложна программа реалистической философии можно обратиться к так называемому «трудному вопросу сознания», сформулированному представителем аналитической философии Дэвиду Чалмерсу и блестяще проинтерпретированному Вадимом Васильевым.

Цель этого маленького исследования – показать, как формируется наше понимание какого-нибудь явления в аналитической и феноменологической традициях.